Размышляем о пользе составления технических заданий

Техническое задание. Интервью с интегратором

Техническое задание 
Меня зовут Вячеслав Лапшин (В.Л.), я являюсь руководителем компании «Быстрые проекты». Одновременно развиваю свой блог, собираю и размещаю информацию об автоматизации. Таким образом, стараюсь делиться собственным опытом, а также, по мере возможности, собираю опыт коллег. Сегодня на мои вопросы отвечает Валентин Ерёмин (В.Е), руководитель компании iHome («Умные решения»). Тема данного интервью – технические задания. Какие бывают проблемы в общении с Заказчиками, как они решаются.

В.Е.: Наша компания на рынке автоматизации с 2018 года, хотя так или иначе с автоматизацией я связан со школьной скамьи. После 9 класса я закончил колледж Мосэнерго по специальности «Автоматизация технологических процессов», с тех пор и занимаюсь автоматизацией объектов по технологии «умный дом», а также общепромышленными решениями.

В.Л.: Как Вы подходите к организации работ по созданию технического задания?

В.Е.: Данный документ важен как для Исполнителя, так и Заказчика. Техническое задание – это основа любой работы. Обычно ставлю проработку данного документа в приоритет, так как техническое задание определяет, по сути, исход всей работы. Оно определяет объем трудозатрат, состав работ, качество конечного результата, функциональность и аппаратный состав создаваемой системы. Заказчику удобно требовать тот объем, на который он рассчитывает, а Исполнитель имеет четкие рамки выполнения работ.

В.Л.: Валентин, в моей практике встречались Заказчики, точнее, Заказчицы, эмоциональность которых выходила, на мой взгляд, за пределы, необходимые для работы. Взаимодействие с ними оказалось более сложным и загадочным, чем в обычной ситуации. В Вашем опыте имеет место гендерное разделение Заказчиков?

В.Е.: Дать комментарии относительно гендерного разделения Заказчиков не могу, так как работал только с мужчинами. Не припомню иной ситуации. Но считаю, что Исполнитель должен иметь навык создания технического задания вне зависимости от того, кто его Заказчик. Даже если на входе имеется техническое задание только в виде нескольких строк, то лучше потратить время и написать его самому, задавая Заказчику наводящие вопросы.

В.Л.: Создание технического задания несет определенные трудозатраты. Вы закладываете их в объем работ по Договору?

В.Е.: Безусловно, особенно если работа, которую требуется выполнить, достаточно объёмная. В этом случае потратить время на проработку технического задания просто необходимо. Не знаю, есть ли кто-то на рынке автоматизации, кто оказывает услуги по написанию технического задания. Скорее всего, данная услуга была бы востребована. 

В.Л.: Какие трудности встречаются при частичном или полном отсутствии технического задания и кто в основном страдает виду такого стечения обстоятельств?

В.Е.: у меня достаточно большой опыт работы в компании Мосэнерго. В ней я прошел путь от электрослесаря до руководителя проектов по внедрению АСУ ТП. Сейчас являюсь руководителем своего бизнеса. И на каждом из этих этапов мне довелось столкнуться с трудностями из-за отсутствия или недостаточно хорошо проработанного технического задания. В этих случаях Исполнитель так или иначе пытается уменьшить объём работы, который от него ожидает получить Заказчик. Заказчик же начинает в процессе сдачи разворачивать свои дополнительные требования, на которые косвенно указывает плохо проработанное ТЗ. В результате страдают в одинаковой мере и Заказчик, и Исполнитель.

В.Л.: Есть ли у Вас шаблоны для написания технического задания, которые бы могли определить полноту описания задачи, некий минимальный набор вопросов?

В.Е.: Не уверен, что можно создать универсальный шаблон технического задания, который подходил бы для любой работы по автоматизации и был бы одинаково хорош для всех организаций. В крупных компаниях создаются целые службы, которые отвечают за написание таких шаблонов. В них собираются требования от разных служб, например, электротехнической службы, теплотехнической службы, службы контроля качества, а затем проходит этап согласования адаптированного шаблона. Работа не начнется прежде, чем техническое задание не согласуется между всеми службами. У нас нет шаблона для написания технических заданий.

В.Л.: Есть ли вероятность, что грамотно составленный опросный лист сможет сдвинуть задачу с мертвой точки?

В.Е.: Соглашусь, что идея хорошая. Опросный лист может позволить определить итоговую формулировку задания. На его основании можно написать техническое задание для практически любых задач.

В.Л.: Припомните ли Вы опыт таких работ, когда возникали трения относительно технического задания?

В.Е.: Был такой случай, когда Заказчик помимо того объема, который был с ним согласован, захотел получить дополнительные услуги, которые при других обстоятельствах стоили бы дополнительных денег. Однако ему удалось спрятать эти дополнительные работы за ранее оговоренную сумму и фактически их «протолкнуть». Как правило, Заказчики пытаются доминировать, так как они платят и «заказывают музыку». Конечно же, большинство конфликтных тем разрешаются в процессе переговоров. Практика показывает, что, надо лучше готовиться перед заключением договора, заранее создавать техническое задание и делать его приложением к договору. Тогда не будет проблем и вопросов.

В.Л.: Какое у Вас было самое понятное техническое задание, по которому легко выполнялась поставленная задача, а результат работы всех удовлетворял?

В.Е.: Недавно поработали с крупной компанией. Их профильная служба разработала техническое задание. Работа была проведена слажено, работать именно в таком ключе было одно удовольствие. Мы чётко выполнили поставленные задачи, со стороны Заказчика не возникло никаких проблем с оплатой.

В.Л.: Есть опыт взаимодействия с разными Заказчиками в сфере автоматизации по технологии «Умный дом». На мой личный взгляд, владельцы недвижимости достаточно требовательны. Как эти дела обстоят у Вас?

В.Е.: Не могу выделить Заказчиков умных домов как избыточно требовательных. Здесь все зависит от опыта конкретного Заказчика. Кто-то заказывает такую систему в первый раз и ему не ясны все потенциальные возможности. Такого Заказчика проще «удивить возможностями». Есть такие, которые заказывают не первое подобное решение. Чаще сложность заключается в другом. Частный Заказчик живет обычно не один. Случается, что мнения мужа и жены разнятся, и это может увеличивать объем различных переделок. Именно из-за этого работа с частными Заказчиками сложнее прочих.

В.Л.: Бывали ли конфликты из-за недостаточно полных технических заданий?

В.Е.: Бывали, однако стараемся не разрывать отношений. Понимаем, что только позитивный настрой может являться фундаментом для построения бизнеса. Даже если видим, что ситуация накаляется, всё равно стараемся найти компромисс. Именно работа с частными клиентами влияет на «сарафанное радио». Очень важно выстроить доверительные отношения со своими Заказчиками. Качество работы и качество сервиса – это лучшая самореклама!

info@ihome.moscow (Валентин Еремин)

#Техническое , #задание , #работа , #исполнитель , #заказчик , #опросный , #лист


Оставьте первый комментарий

Ваш комментарий добавлен


Возврат к списку